- МИД Джордж Герберт
- (1863— 1931) — американский философ, социолог, социальный психолог. Образование получил в Оберлин-Колледже (бакалавр, 1883), Гарвардском ун-те (1888). Изучал психологию и философию в Европе (1888— 1889) и Чикагском ун-те (1894). Вклад М. сосредоточен в основном в трех научных сферах: 1) систематический прагматизм (вслед за У. Джеймсом и Дж. Дьюи М. выражал идеи прагматизма, подчеркивая, что сознание имеет инструментальную природу, т. е. является средством приспособления индивида к среде); 2) история идей; 3) социальная психология и философия. Наиболее известны его труды в области социальной психологии, в частности в анализе происхождения самости. М. полагал, что человеческое Я изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Решающее значение при этом принадлежит языку (овладению системой символов) и принятию на себя роли другого (что достигается ребенком, первоначально не имеющим самосознания, в ходе игры), а в дальнейшем — обобщенного другого. Высшей стадией социализации, согласно М., является формирование социального рефлексивного Я, отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внешний социальный контроль врастает в личность изнутри и приобретает форму внутреннего самоконтроля. Концепция М. оказала значительное влияние на развитие социальной психологии, в частности заложив основы символического интер-акционизма (Mind, Self and Sosiety/ed C.W. Morris, 1934; On Social Psychology: Selected Papers, 1977). Л.А. Карпенко, В. В. Умрихин
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.